Алалия

Алалия β€” это систСмноС Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ΅ отсутствиС. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈ заболСвания ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ органичСскиС пораТСния Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… Π·ΠΎΠ½ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·ΠΎΡˆΠ»ΠΈ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ 2-3 Π³ΠΎΠ΄Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΡƒΡ‚Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎ. ΠšΠ»ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΠ· «алалия» ставят Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ ΠΈ психиатр. Π’ Π»ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ΅Π΄ΠΈΠΈ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, Π²Ρ‹Π·Π²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°, Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ (ОНР).

алалия - Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ отсутствиС Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ

Для заболСвания алалия Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹:

  • Π°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΌΡ‹;
  • искаТСниС Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²;
  • ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½Π΅Π΅ появлСниС Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ;
  • Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ структуры слогов;
  • нСбольшой словарный запас;
  • Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ фонСматичСских процСссов.

ΠŸΠ°Ρ†ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Ρƒ с Π°Π»Π°Π»ΠΈΠ΅ΠΉ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΉΡ‚ΠΈ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠ΅ нСврологичСскоС, психологичСскоС ΠΈ логопСдичСскоС обслСдованиС. Π—Π°Π±ΠΎΠ»Π΅Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ встрСчаСтся Ρƒ 1,5% Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста ΠΈ 0,5% школьников.

КомплСксноС Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ нСдоразвития Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π² сСбя:

  • ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ²;
  • физиотСрапСвтичСскиС ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€Ρ‹;
  • Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ с психологом, Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎΠΌ ΠΈ Π»ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ΅Π΄ΠΎΠΌ.

ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ

Π—Π°Π±ΠΎΠ»Π΅Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ алалия ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ†ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π°Π½ΠΎΠΌΠ°Π»ΠΈΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°.

Π’ Π°Π½Ρ‚Π΅Π½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ (Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΡƒΡ‚Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎΠΌ) ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π΅ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π·Π²Π°Π½Ρ‹:

  • гипоксиСй;
  • Π½Π΅Π΄ΠΎΠ½ΠΎΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ;
  • torch-синдромом;
  • ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠ½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ;
  • асфиксиСй Π½ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ…;
  • соматичСским Π·Π°Π±ΠΎΠ»Π΅Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π±Π΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ.

МСдики ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ Π³Π΅Π½Π΅Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ. Π’ Π°Π½Π°ΠΌΠ½Π΅Π·Π΅ ΠΏΠ°Ρ†ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² с ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ прослСТиваСтся Ρ†Π΅ΠΏΠΎΡ‡ΠΊΠ° наслСдствСнных Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ†ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… дисфункции Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… Π·ΠΎΠ½ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°.

БущСствСнноС влияниС Π½Π° физиологичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ Π°ΠΏΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ‚Π° ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ этиопатогСнСтичСскиС Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹:

  • Ρ€Π°Ρ…ΠΈΡ‚;
  • ΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ½Π³ΠΈΡ‚Ρ‹;
  • Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Ρ€ΠΎΡ„ΠΈΠΈ;
  • энцСфалиты;
  • эндокринопатии;
  • Ρ‡Π΅Ρ€Π΅ΠΏΠ½ΠΎ-ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Ρ‚Ρ€Π°Π²ΠΌΡ‹;
  • отсутствиС Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

ΠŸΡ€ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΡƒΡ‚Ρ€ΠΎΠ±Π½Ρ‹Ρ…, Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… органичСских поврСТдСниях Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π° Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° происходит Ρ‚ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ развития Π½Π΅Ρ€Π²Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠ»Π΅Ρ‚ΠΎΠΊ (нСйробластов). Вакая патология Π²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ ΠΊ инСртности Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠ½ΠΎΠ² ΠΈ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊΠ»Π΅Ρ‚ΠΎΠΊ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°. ΠŸΡ€ΠΈ Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ мноТСствСнный Π±ΠΈΠ»Π°Ρ‚Π΅Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС компСнсаторныС возмоТности Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°.

ΠšΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΡ Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ

Π’ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ клиничСской ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠ½Ρ‹ сущСствуСт своя узкая классификация Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ, которая базируСтся Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°Ρ… возникновСния, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ патологиях психомоторного развития ΠΈ стСпСни нСдоразвития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.

БоврСмСнная логопСдия ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Π²Π·ΡΡ‚ΡŒ Π·Π° основу ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΡŽ Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈΠΏΠΎ Π’.А. ΠšΠΎΠ²ΡˆΠΈΠΊΠΎΠ²Ρƒ:

  • ΠœΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½Π°Ρ (экспрСссивная).
  • БСнсорная (импрСссивная).
  • БмСшанная (сСнсомоторная).

ЭкспрСссивная алалия

Π’ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ случаСв моторная (экспСрсивная) алалия Π²Ρ‹Π·Π²Π°Π½Π° Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΡƒΡ‚Ρ€ΠΎΠ±Π½Ρ‹ΠΌΠΈ органичСскими поврСТдСниями ΠΊΠΎΡ€ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»Π°Ρ€Π΅Ρ‡Π΅-Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π°. ΠŸΡ€ΠΈ этом Ρƒ Π½ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ отсутствуСт собствСнная Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ, Π½ΠΎ ΠΎΠ½ прСкрасно воспринимаСт Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…. Π‘Π»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ‚Π½ΡƒΡŽ ΠΈ Π°Ρ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ‚Π½ΡƒΡŽ ΡΠΊΡΠΏΡ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ алалию.

Π­Ρ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ‚Π½ΡƒΡŽ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΡƒΡŽ алалию Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈ аномалиях ΠΏΡ€Π΅ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΡ€Ρ‹ (Π·Π°Π΄Π½Π΅ΠΉ части Π½ΠΈΠΆΠ½Π΅ΠΉ Π»ΠΎΠ±Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ·Π²ΠΈΠ»ΠΈΠ½Ρ‹, Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π° Π‘Ρ€ΠΎΠΊΠ°). ΠŸΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ проявляСтся Π² кинСстСтичСской артикуляторной апраксии (искаТСнии звучания согласных ΠΈ гласных). ΠŸΡ€ΠΈ физиологичСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ прСмоторная ΠΊΠΎΡ€Π° Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π·Π° ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ для формирования Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. ДСтям с эффСрСнтной Π°Π»Π°Π»ΠΈΠ΅ΠΉ слоТно ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡ‚ΡŒ сСрии Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΎΠ½ΠΈ с Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠΌ воспроизводят ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π°Ρ€Ρ‚ΠΈΠΊΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΡŽ. ИмСнно с этой ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠΎΠΉ ΠΈ связан Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ пСрсСрвации: нСвозмоТности воспроизвСсти слоги Π² Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠΌ порядкС.

АффСрСнтная моторная алалия развиваСтся Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ ΠΏΠΎΡ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π·ΠΎΠ½Ρ‹ (Ρ‚Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΠΎΠ² Π»Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡˆΠ°Ρ€ΠΈΡ). Π£ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π·ΠΎΠ½Π° ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π·Π° Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€Π°, Ρ‚ΡƒΡ‚ ΠΆΠ΅ происходит синтСз Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹: ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€ΠΎΡ‚, ΠΎΠΏΡƒΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΡŽΡΡ‚ΡŒ, Π²Π΄ΠΎΡ…Π½ΡƒΡ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ·Π΄ΡƒΡ…, ΠΏΠΎΠ΄Π½ΡΡ‚ΡŒ язык. ΠŸΡ€ΠΈ Π°Ρ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ‚Π½ΠΎΠΉ Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π΅ способСн ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ†Π΅ΠΏΠΎΡ‡ΠΊΡƒ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ для ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ², поэтому происходит смазываниС, пСрСставлСниС мСстами ΠΈΠ»ΠΈ Π³Π»ΠΎΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ². ΠŸΡ€ΠΎΡ‰Π΅ говоря, ΠΌΠ°Π»Ρ‹Ρˆ Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ прСдставлСния ΠΎ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ дСйствий артикуляционного Π°ΠΏΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ‚Π° ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π°Π·Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€Π΅, ΠΈ Π΅ΠΌΡƒ слоТно Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ двиТСния Π΄Π°ΠΆΠ΅ повторяя Π·Π° родитСлями. ΠŸΡ€ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ с ΡΠΎΠΏΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ патологиями развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΈΠ½Π²Π°Π»ΠΈΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

Π˜ΠΌΠΏΡ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½Π°Ρ алалия

Основная ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π° сСнсорной Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ β€” пораТСния рСчСслухового Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π° Π² ΠΊΠΎΡ€ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»Π΅ (Π·Π°Π΄Π½Π΅ΠΉ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΠΈ Π²Π΅Ρ€Ρ…Π½Π΅ΠΉ височной ΠΈΠ·Π²ΠΈΠ»ΠΈΠ½Ρ‹, Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π° Π’Π΅Ρ€Π½ΠΈΠΊΠ΅). ΠŸΠ°Ρ†ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹ с Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ Π·Π°Π±ΠΎΠ»Π΅Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠΌ слухом ΠΈ способностями ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ. Основная ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎΠΉ памяти Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π΅ понимания ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π·Π²ΡƒΡ‡Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ слов. БлСдствиСм Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ диссонанса ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ отсутствиС ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚Π° с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ, искаТСниС Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия ΠΈ Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ° ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ развития психики Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.


Π‘ΠΈΠΌΠΏΡ‚ΠΎΠΌΡ‹ Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ

Π‘ΠΈΠΌΠΏΡ‚ΠΎΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ° ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ

ΠŸΡ€ΠΈ экспрСссивной Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ психологичСскиС ΠΈ нСврологичСскиС Π°Π½ΠΎΠΌΠ°Π»ΠΈΠΈ. Π‘ΠΈΠΌΠΏΡ‚ΠΎΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ° Π½Π΅Ρ€Π²Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π² расстройствС Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ²: плохая ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠ°, Π½Π΅Π»ΠΎΠ²ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ, отсутствиС ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. Π’Π°ΠΊΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ слоТно ΡΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ с ΡˆΠ½ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎΠ±ΡƒΠ²ΠΈ, застСгиваниСм ΠΏΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΈΡ†, самообслуТиваниСм, складываниСм ΠΏΠ°Π·Π»ΠΎΠ².

основныС симптомы Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ

Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹ психологичСского развития ΠΏΠ°Ρ†ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² с ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ Π°Π»Π°Π»ΠΈΠ΅ΠΉ:

  • Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌ;
  • отсутствиС внимания;
  • ΠΌΠ°Π»Ρ‹ΠΉ лСксичСский запас;
  • низкая Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ;
  • ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎΠ΅ усвоСниС ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°;
  • Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ;
  • отклонСния ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π²ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ сфСры;
  • Π³ΠΈΠΏΠ΅Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ, Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, ΠΌΠ°Π»ΠΎΠΏΠΎΠ΄Π²ΠΈΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

Π‘Π»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ сильно Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π΄ΠΈΡΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ экспрСссивной ΠΈ импрСссивной Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ ΠΏΡ€ΠΈ Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΠ·Π΅ «моторная алалия». ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ (Π»Π΅ΠΏΠ΅Ρ‚, Π³ΡƒΠ³Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π·Π²ΡƒΠΊΠΈ, Ρ„Ρ€Π°Π·Ρ‹) ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ с ΠΎΠΏΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π΅Π΄ΡƒΡ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ. ΠžΡ‚ΡΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ динамичСского развития Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ стСрСотипа ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ слСдствиСм Π·Π°ΠΈΠΊΠ°Π½ΠΈΠΉ.

Π£ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ отмСчаСтся ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² словарном запасС ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π² ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΠ°Π΄Π΅ΠΆΠ΅ ΠΈ трудности Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ грамматичСских словоформ. Π Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅ заболСвания состоит ΠΈΠ· простых ΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΊΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° бСссвязных. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π΅ Π² состоянии ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°ΡΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎ Π²Π΅Ρ‰Π°Ρ…, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‚ΡŒ события ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΡƒΡ‚ΡŒ явлСний. Π˜Π½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ восстановлСно послС ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.

Π‘ΠΈΠΌΠΏΡ‚ΠΎΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ° сСнсорной Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ

Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΌΠΈ симптомами сСнсорной Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ:

  • Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ восприятия;
  • отсутствиС способности ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ смысл Ρ‡ΡƒΠΆΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.

Π£ ΠΏΠ°Ρ†ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² с сСнсорной Π°Π»Π°Π»ΠΈΠ΅ΠΉ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ гипСракузия: ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½Π°Ρ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ скрипам, ΡˆΠΎΡ€ΠΎΡ…Π°ΠΌ, хрусту снСга, ΡˆΡƒΠΌΡƒ доТдя, ΡˆΡƒΡ€ΡˆΠ°Π½ΠΈΡŽ Π±ΡƒΠΌΠ°Π³ΠΈ. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ обострСнно Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ±ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π·Π²ΡƒΠΊΠΈ ΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈ этом дискомфорт Π² ΡƒΡˆΠ°Ρ…, Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π΅.

ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ фонСматичСского слуха ΠΏΡ€ΠΈ сСнсорной Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ заболСвания ΠΌΠ΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ ΠΏΠ°Ρ†ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°ΠΌ ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠΈΠΌΡ‹Π΅ слова с ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ явлСниями. На логопСдичСских занятиях Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с сСнсорной Π°Π»Π°Π»ΠΈΠ΅ΠΉ появляСтся логоррСя β€” бСссвязноС воспроизвСдСниС всСх Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹Ρ… словосочСтаний ΠΈ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ², Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈ этом сопровоТдаСтся ТСстами ΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΠΌΠΈΠΌΠΈΠΊΠΎΠΉ.

ΠŸΡ€ΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠ±ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ сСнсорной Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ Ρƒ ΠΏΠ°Ρ†ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π° Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ΅ отсутствиС Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ понимания ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…. БпСциалисты ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒΡŽΡ‚ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ «чтСния с Π³ΡƒΠ±Β», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡƒΠΏΡ€ΠΎΡ‰Π°Π΅Ρ‚ осмыслСниС Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ для Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ДСтям с сСнсорной Π°Π»Π°Π»ΠΈΠ΅ΠΉ часто ставят ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΠ·Ρ‹: Π°ΡƒΡ‚ΠΈΠ·ΠΌ, Ρ‚ΡƒΠ³ΠΎΡƒΡ…ΠΎΡΡ‚ΡŒ, олигофрСния, дизартрия.

ΠžΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ сСнсорноС Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ встрСчаСтся достаточно Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ. Π’ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ случаСв Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ΡΠ΅Π½ΡΠΎΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΡƒΡŽ алалию. Вакая двойная патология ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎ нСразрывности Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ рСчСслухового Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ².

Если Π’Ρ‹ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ»ΠΈ Ρƒ сСбя схоТиС симптомы, Π½Π΅Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚Π΅ΡΡŒ ΠΊ Π²Ρ€Π°Ρ‡Ρƒ. Π›Π΅Π³Ρ‡Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ болСзнь, Ρ‡Π΅ΠΌ Π±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΡŒΡΡ с послСдствиями.

Диагностика Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ

ΠŸΠ°Ρ†ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°ΠΌ с Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΠ·ΠΎΠΌ «алалия» Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΉΡ‚ΠΈ обслСдованиС Ρƒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… спСциалистов:

  1. Π›ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ΅Π΄Π° β€” для ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠ½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°ΠΌΠ½Π΅Π·Π°, выявлСния особСнностСй Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ психомоторного нСдоразвития, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ составлСния ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ лСксико-грамматичСского строя, ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ фонСматичСских процСссов ΠΈ импрСссивной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.
  2. НСвролога β€” Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ источник нСвралгичСских дисфункций ΠΈ гСнСтичСских Π°Π½ΠΎΠΌΠ°Π»ΠΈΠΉ.
  3. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π° β€” для диагностики слухорСчСвой памяти, сроков психомоторного развития, артикуляционной ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ.
  4. ΠžΡ‚ΠΎΠ»Π°Ρ€ΠΈΠ½Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π° β€” ΠΏΡ€ΠΈ составлСнии схСмы тСрапСвтичСского воздСйствия Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ поврСТдСния Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ слухового Π°ΠΏΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ‚Π°.

Для Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ диагностики ΠΈ выявлСния стСпСни ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΉ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π° проводят:

  • Π­Π­Π“;
  • ΠΎΡ‚ΠΎΡΠΊΠΎΠΏΠΈΡŽ;
  • Π°ΡƒΠ΄ΠΈΠΎΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΈΡŽ;
  • МРВ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°;
  • Ρ€Π΅Π½Ρ‚Π³Π΅Π½ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡŽ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅ΠΏΠ°;
  • эхо-ΡΠ½Ρ†Π΅Ρ„Π°Π»ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡŽ.

Π›Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ°Ρ†ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² с Π°Π»Π°Π»ΠΈΠ΅ΠΉ

БистСма ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ воздСйствия ΠΏΡ€ΠΈ сСнсорной, ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ ΠΈ смСшанной Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ комплСкс ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€ с воздСйствиСм Π½Π° саму ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ ΠΈ ΡΠΎΠΏΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΠ·Ρ‹. Π’ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Ρ…, спСциализированных Π”ΠžΠ£ ΠΈ логопСдичСских стационарах ΠΏΡ€ΠΈ Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΠ°Ρ†ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² с Π°Π»Π°Π»ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠΊΠΎ-психолого-ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ‚Π΅Ρ€Π°ΠΏΠΈΡŽ. ΠœΠ΅Π΄ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ·Π½ΠΎΠ΅ Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² основном Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΎ Π½Π° ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΡŽ формирования ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… структур.

ΠŸΡ€ΠΈ патологиях Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ² Π² ΠΊΠΎΡ€Π΅ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π° спСциалисты ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΡƒΡŽ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… физиотСрапСвтичСских ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€:

  • Π”ΠœΠ’;
  • ИРВ;
  • водолСчСния;
  • Π»Π°Π·Π΅Ρ€ΠΎΡ‚Π΅Ρ€Π°ΠΏΠΈΠΈ;
  • элСктрофорСза;
  • ΠΌΠ°Π³Π½ΠΈΡ‚ΠΎΡ‚Π΅Ρ€Π°ΠΏΠΈΠΈ;
  • элСктропунктуры;
  • Ρ‚Ρ€Π°Π½ΡΠΊΡ€Π°Π½ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ элСктростимуляции.

физиотСрапСвтичСскиС ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈ Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ

ΠŸΡ€ΠΈ Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, памяти. Π—Π°Π±ΠΎΠ»Π΅Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ‹Π·Π²Π°Π½ΠΎ систСмными Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ, поэтому логопСдичСскоС Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΌ ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚Π΅ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎ-Π±ΡƒΠΊΠ²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… постановок ΠΈ сочСтаний, Π²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ понятий, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ внимания. Π’ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ порядкС вмСстС с логопСдичСскими занятиями Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ логопСдичСский массаТ ΠΈ Π»ΠΎΠ³ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΠΌΠΈΠΊΠ°.

Π”Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π°Π»Π°Π»ΠΈΠ΅ΠΉ рСкомСндуСтся Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π°Π»Ρ„Π°Π²ΠΈΡ‚Ρƒ, счСту ΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΡƒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π½ΡŒΡˆΠ΅. Π’Π°ΠΊΠΈΠ΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ, Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ слоги Π² слова ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ.

ΠŸΡ€ΠΈ комплСксной Ρ‚Π΅Ρ€Π°ΠΏΠΈΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ основная Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π° Π½Π°:

  • стимулированиС Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ активности;
  • Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ;
  • Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ запаса;
  • грамматичСскоС ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ высказывания.

ΠŸΡ€ΠΈ Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΠ·Π΅ «сСнсорная алалия» Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ логопСдичСской Ρ‚Π΅Ρ€Π°ΠΏΠΈΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ сосрСдоточСн Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ ΠΈ Π½Π΅Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ Π·Π²ΡƒΠΊΠΈ, Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ слова, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒΡ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ инструкции.

Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎ систСмно ΠΏΡ€ΠΎΡ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ:

  • ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ фонСматичСскоС восприятиС;
  • акустичСскиС Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ;
  • ассоциативный ряд.

Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° риска

Π§Π΅ΠΌ Ρ€Π°Π½ΡŒΡˆΠ΅ Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚Π° коррСкционная Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΏΡ€ΠΈ Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ, Ρ‚Π΅ΠΌ быстрСС ΠΈ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ восстановлСния психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ всСх ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. Π Π°Π½Π½Π΅Π΅ Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ позволяСт ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ умствСнного развития.

К Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ риска относят Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ:

  • ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π½Π΅ΡΡˆΠΈΡ… Π°ΡΡ„ΠΈΠΊΡΠΈΡŽ Π²ΠΎ врСмя Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ²;
  • с Ρ‡Π΅Ρ€Π΅ΠΏΠ½ΠΎ-ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ‚Ρ€Π°Π²ΠΌΠ°ΠΌΠΈ;
  • ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π½Π΅ΡΡˆΠΈΡ… Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΡƒΡ‚Ρ€ΠΎΠ±Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ½Π³ΠΈΡ‚Ρ‹, энцСфалиты, ΠΈΠ½Ρ‚ΠΎΠΊΡΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΡŽ.

ΠŸΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ· ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° ОНР

Для ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ· восстановлСния всСгда благоприятный. Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ Ρ‚Π΅Ρ€Π°ΠΏΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ сСнсорном ΠΈ сСнсомоторном заболСваниях Π½Π΅ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈ зависит ΠΎΡ‚ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ²: стСпСнипораТСния Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π° Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°, ΠΏΠΎΠ±ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΉ, наличия психосоматичСских расстройств. Π’ школьном возрастС Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ с ОНР ΡΡ‚Π°Π»ΠΊΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ письмСнной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ: дислСксиСй ΠΈ дисграфиСй.

ΠŸΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π² сСбя:

  • наблюдСниС Π·Π° Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ бСрСмСнности;
  • Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΊΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π³Ρ€ΡƒΠ΄ΡŒΡŽ;
  • Ρ€Π°Π½Π½ΡŽΡŽ диагностику Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΉ;
  • комплСксноС физичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

Данная ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΡ Ρ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ‰Π΅Π½Π° ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π² ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… цСлях ΠΈ Π½Π΅ являСтся Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ мСдицинским совСтом.

Быстрая
запись