Дисграфия

Дисграфия – это спСцифичСскоС расстройство письмСнной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ Π² стойких ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΊΠ°Ρ…. РазвиваСтся ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π΅ нСсформированности Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΠΎΠ² ЦНБ. Π—Π°Π±ΠΎΠ»Π΅Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ позволяСт дСтям ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ грамматичСскими особСнностями языка.

Богласно статистикС, дисграфия имССтся Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‡Π΅ΠΌ Ρƒ 50% ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‡Π΅ΠΌ Ρƒ 30% учащихся срСднСго Π·Π²Π΅Π½Π°. Π­Ρ‚ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΡƒΡŽ. Π Π°ΡΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΠ·Π° ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠΊΠΎΠ»ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Ρ‹ выпускников дСтского сада ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ с Ρ„ΠΎΠ½Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠΎ-фонСматичСским Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. Π”Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Π΄Π΅Π»Π°ΡŽΡ‚ процСсс ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ овладСния Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΠΉ Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ.

Π’ зависимости ΠΎΡ‚ стСпСни выраТСнности расстройств процСсса письма Π»ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ΅Π΄Ρ‹ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚:

  • Π΄ΠΈΡΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡŽ (письмо искаТаСтся, Π½ΠΎ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΊΠ°ΠΊ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ срСдство общСния);
  • Π°Π³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡŽ (пСрвичная Π½Π΅ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ письмом, полная ΡƒΡ‚Ρ€Π°Ρ‚Π° Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… для этого Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ²).

ΠŸΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ письмо ΠΈ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎ связаны Π΄Ρ€ΡƒΠ³ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ часто Π²Ρ‹ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ дисграфия ΠΈ дислСксия (Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ чтСния).

Π’ΠΈΠ΄Ρ‹ дисграфии Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников

Π‘ ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ нСсформированности Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ письма Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ дисграфии:

  • Артикуляционно-акустичСская дисграфия (ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, артикуляции, фонСматичСского восприятия).
  • АкустичСская дисграфия (ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ связаны с Ρ„ΠΎΠ½Π΅ΠΌΠ½Ρ‹ΠΌ распознаваниСм).
  • АграмматичСская дисграфия (Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ лСксико-грамматичСской стороны Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ).
  • ΠžΠΏΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ дисграфия (Π½Π΅ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-пространствСнного вообраТСния).
  • Дисграфия, обусловлСнная Π½Π΅ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ языкового синтСза ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°.

Дисграфия Ρƒ взрослых ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π΅ всСгда прСдставлСна «чистыми» Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ. ΠžΡ‡Π΅Π½ΡŒ часто Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ смСшСнного Ρ‚ΠΈΠΏΠ°.

БоврСмСнная классификация дисграфии

БоврСмСнная логопСдия выдСляСт спСцифичСскиС ΠΈ нСспСцифичСскиС Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ письма. К ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ относятся:

  • дисграфии (дисфонологичСскиС, мСтаязыковыС);
  • Π΄ΠΈΠ·ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ (синтаксичСскиС, морфологичСскиС).

НСспСцифичСскиС Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ письма ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ с пСдагогичСской Π·Π°ΠΏΡƒΡ‰Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ°ΠΌΠΈ психичСского развития ΠΈ ΠΏΡ€.

ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹

ОвладСниС письмом находится Π² тСсной связи с Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌΠΈ процСссами, ΠΊΠ°ΠΊ фонСматичСскоС восприятиС, Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, лСксико-грамматичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈ Π΄Ρ€. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ считаСтся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄ΠΈΡΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡŽ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ Π² основС Π°Π»Π°Π»ΠΈΠΈ, дислалии, Π΄ΠΈΠ·Π°Ρ€Ρ‚Ρ€ΠΈΠΈ, Π°Ρ„Π°Π·ΠΈΠΈ, Π—ΠŸΠ . Π˜ΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ΡΡ Π² Π²ΠΈΠ΄Ρƒ нСдоразвития ΠΈΠ»ΠΈ пораТСния Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π° Π² ΠΏΡ€Π΅Π½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ, ΠΏΠΎΡΡ‚Π½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΈ Π½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°Ρ…, ΡΡ‚Π°Π²ΡˆΠΈΠ΅ слСдствиСм:

  • ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ бСрСмСнности;
  • асфиксии;
  • Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Ρ‚Ρ€Π°Π²ΠΌ;
  • Π½Π΅Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡˆΠ°Ρ€ΠΈΠΉ;
  • энцСфалита;
  • ΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ½Π³ΠΈΡ‚Π°;
  • соматичСских Π·Π°Π±ΠΎΠ»Π΅Π²Π°Π½ΠΈΠΉ, Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π½Π° Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΡƒΡŽ систСму.

Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… возникновСнию дисграфии Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ:

  • Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΠ·ΠΌ Π² сСмьС;
  • Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΈΠ»ΠΈ нСчСткая Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… людСй;
  • Π½Π΅Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ дСтской Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ со стороны Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ;
  • Π½Π΅Ρ…Π²Π°Ρ‚ΠΊΠ° Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²;
  • слишком Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° основам Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Ρ‹.

Π’ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ риска ΠΏΠΎ дисграфии входят Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ:

  • с наслСдствСнной ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ;
  • Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ лСвши (Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ лСвши);
  • с Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹ΠΌΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ;
  • с конституционной ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ;
  • ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π½Π΅ΡΡˆΠΈΠ΅ нСйрохирургичСскиС Π²ΠΌΠ΅ΡˆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π°.

ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ дисграфии Ρƒ взрослых Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅:

  • ΠΈΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚;
  • ΠΎΠΏΡƒΡ…ΠΎΠ»ΡŒ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°;
  • Ρ‡Π΅Ρ€Π΅ΠΏΠ½ΠΎ-ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Ρ‚Ρ€Π°Π²ΠΌΡ‹;
  • нСйрохирургичСскоС Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅.

Π‘ΠΈΠΌΠΏΡ‚ΠΎΠΌΡ‹ дисграфии

ΠŸΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ дисграфии – это ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Ρ‚ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ошибки стойкого Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, Π½Π΅ связанныС с Π½Π΅Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π½ΠΎΡ€ΠΌ Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ языка. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ структуру слова, ΠΏΠΎΠ΄ΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ Π·Π²ΠΎΠ½ΠΊΠΈΠ΅ Π·Π²ΡƒΠΊΠΈ ΠΏΠ°Ρ€Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π³Π»ΡƒΡ…ΠΈΠΌΠΈ, Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠ»ΠΈΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ написания Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΎΠ². ΠŸΡ€ΠΈ этом ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΠΈΡˆΡƒΡ‚ слишком ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½ΠΎ ΠΈ Π½Π΅Π°ΠΊΠΊΡƒΡ€Π°Ρ‚Π½ΠΎ.

  • ΠŸΡ€ΠΈ артикуляторно-акустичСской дисграфии ошибки Π² письмСнной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€ΡΠΌΡƒΡŽ связаны с ошибками, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ допускаСт Π²ΠΎ врСмя устной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. Π’ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ½ ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚ слова Ρ‚Π°ΠΊ, ΠΊΠ°ΠΊ произносит.
  • ΠŸΡ€ΠΈ акустичСской дисграфии школьник ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ произносит Π·Π²ΡƒΠΊΠΈ, Π½ΠΎ Π΅Π³ΠΎ фонСматичСскоС восприятиС ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΎ. На письмС ΠΎΠ½ замСняСт Π±ΡƒΠΊΠ²Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ фонСматичСски сходным Π·Π²ΡƒΠΊΠ°ΠΌ (Π·Π²ΠΎΠ½ΠΊΠΈΠ΅ – Π³Π»ΡƒΡ…ΠΈΠΌΠΈ, ΡˆΠΈΠΏΡΡ‰ΠΈΠ΅ – свистящими ΠΈ Ρ‚.ΠΏ.).
  • ΠŸΡ€ΠΈ дисграфии, Ρ€Π°Π·Π²Ρ‹Π²ΡˆΠ΅ΠΉΡΡ Π½Π° ΠΏΠΎΡ‡Π²Π΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ языкового синтСза ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°, Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ дСлСния слов Π½Π° слоги, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ – Π½Π° слова. Π£Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ пСрСставляСт мСстами слоги, Π±ΡƒΠΊΠ²Ρ‹, Π½Π΅ дописываСт окончания, соСдиняСт слова с ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ, Π½ΠΎ раздСляСт ΠΈΡ… с приставками.
  • ΠŸΡ€ΠΈ аграмматичСской дисграфии Π²Ρ‹ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ мноТСствСнныС Π°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ Π² письмСнной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ слова ΠΏΠΎ ΠΏΠ°Π΄Π΅ΠΆΠ°ΠΌ, числам ΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄Π°ΠΌ, Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΈΡ… ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ. Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Π΅ конструкции.
  • ΠŸΡ€ΠΈ оптичСской дисграфии ΡΠΌΠ΅ΡˆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚/Π·Π°ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ Π½Π° письмС графичСски сходныС Π±ΡƒΠΊΠ²Ρ‹ (вмСсто Β«Π»Β» - Β«ΠΌΒ», вмСсто Β«ΠΆΒ» - Β«Ρ…Β»).

Часто дисграфия сопровоТдаСтся:

  • нСврологичСскими Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ;
  • ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ;
  • Π³ΠΈΠΏΠ΅Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ;
  • ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ‚Π²Π»Π΅ΠΊΠ°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ;
  • ΡƒΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ объСма памяти.

Если Π’Ρ‹ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ»ΠΈ Ρƒ сСбя схоТиС симптомы, Π½Π΅Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚Π΅ΡΡŒ ΠΊ Π²Ρ€Π°Ρ‡Ρƒ. Π›Π΅Π³Ρ‡Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ болСзнь, Ρ‡Π΅ΠΌ Π±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΡŒΡΡ с послСдствиями


Диагностика

Диагностикой дисграфии Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ спСциалисты:

  • дСтский окулист;
  • дСтский Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³;
  • дСтский ΠΎΡ‚ΠΎΠ»Π°Ρ€ΠΈΠ½Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ³.

ΠžΡ†Π΅Π½ΠΊΡƒ уровня сформированности Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ осущСствляСт Π»ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ΅Π΄.

Главная Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° диагностичСских мСроприятий состоит Π² Ρ€Π°Π·Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ дисграфии с Π½Π΅Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» правописания, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ. ОбслСдованиС Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π² сСбя этапы:

  • Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚.
  • Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития.
  • ИсслСдованиС слуха, зрСния, состояния ЦНБ.
  • ИсслСдованиС состояния артикуляционного Π°ΠΏΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ‚Π°, Ρ€ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€ΡƒΠΊΠΈ.

Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π»ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ΅Π΄ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚:

  • Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅;
  • фонСматичСской синтСз, Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·;
  • ΡΠ»ΡƒΡ…ΠΎΠ²ΡƒΡŽ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΡŽ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²;
  • ΡΠ»ΠΎΠ³ΠΎΠ²ΡƒΡŽ структуру слов;
  • словарный запас;
  • грамматичСский строй Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.

Когда Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½Π° ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ устной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, проводится обслСдованиС письмСнной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ выполняСт задания Π½Π° списываниС рукописного ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ тСкстов, ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ΄ Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΡƒ, составляСт описания ΠΏΠΎ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠ΅.

ЛогопСдичСскоС Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ выносится Π½Π° основС Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ ошибкам.

Π›Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ дисграфии

ΠšΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΡ дисграфии осущСствляСтся с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ письмСнной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. ΠŸΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ мСроприятия Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‹ Π½Π°:

  • восполнСниС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π΅Π»ΠΎΠ² Π² фонСматичСских процСссах ΠΈ Π² Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ;
  • Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ грамматичСской стороны Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ;
  • ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ словаря;
  • Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎΠΉ ΠΈ связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.

Достаточно большоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² структурС логопСдичСских ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ дисграфии Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ Π°Π½Π°Π»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΎ-синтСтичСский аспСкт. Для ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π»ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ΅Π΄ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ схСму развития пространствСнного ΠΈ слухового восприятия, памяти, внимания ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ. Навыки устной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»ΡΡŽΡ‚ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ.

Для устранСния основных Π±ΠΎΠ»Π΅Π·Π½Π΅ΠΉ, ΡΡ‚Π°Π²ΡˆΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ дисграфии, проводятся Ρ€Π΅Π°Π±ΠΈΠ»ΠΈΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ мСроприятия, мСдикамСнтозная тСрапия. НСплохих Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°ΡŽΡ‚ Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ‡ΡŒ:

  • гидротСрапия;
  • массаТ;
  • физиотСрапия;
  • Π›Π€Πš.

ΠžΠΏΠ°ΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ

Дисграфия Π½Π΅ прСдставляСт опасности для Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ прСпятствуСт Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ. ЗапущСнная Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° Π½Π΅ позволяСт дСтям ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… учрСТдСниях, ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅Π΄ΠΆΠΈ ΠΈ Π’Π£Π—Ρ‹.

ΠžΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ занимались Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΊΠ²Π°Π»ΠΈΡ„ΠΈΡ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π»ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ΅Π΄Ρ‹, Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈ, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ. ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ письма Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΈΡΡ‡Π΅Π·Π½ΡƒΡ‚ΡŒ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, поэтому Π² процСссС школьного обучСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ с дисграфиСй Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ с Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎΠΌ.

ΠŸΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°

ΠœΠ΅Ρ€ΠΎΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΡ, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈΠ·Π±Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ дисграфии, Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎ поступлСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ. ΠŸΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π² сСбя Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, благодаря Ρ‡Π΅ΠΌΡƒ отмСчаСтся:

  • Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ письма ΠΈ чтСния;
  • ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ слуховых Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΊ, пространствСнного прСдставлСния;
  • восстановлСниС Π³Ρ€Π°Ρ„ΠΎΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ²;
  • нормализация сСнсорных Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ.

Π‘ дСтями, склонными ΠΊ дисграфии, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Ρ€ΠΈΡΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, Π»Π΅ΠΏΠΈΡ‚ΡŒ, Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ‚ΡŒ задания Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ словарного запаса.

Данная ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΡ Ρ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ‰Π΅Π½Π° ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π² ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… цСлях ΠΈ Π½Π΅ являСтся Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ мСдицинским совСтом.

Быстрая
запись